ganna_94 (ganna_94) wrote,
ganna_94
ganna_94

Categories:

Последний торг



Взятие запрещенным в РФ Талибаном Кабула, естественно, уже привело к информационному взрыву, а следом, что естественно, сейчас развернется длительная международная дискуссии о закате однополюсного мира, процессе ослабления США, ударе по имиджу Дж. Байдена и выживании светских политических режимов в Центральной Азии. При этом стоит напомнить, что если в Туркмении на основе «самообеспечения» и нейтралитета существует крайне жестокий и почти сакрализованный авторитарный режим, то в Таджикистане правит брат-близнец А. Лукашенко, который постоянно требует от Москвы не только финансовой поддержки, но и военной защиты.

На какое-то время внимание России, как и всего мира, будет приковано к ситуации в Афганистане, где решение проблемы, скорее всего, может быть только в военном формате. Стимулом к силовому решению афганской проблемы является понимание того, что сейчас в этой стране будет формироваться крупнейший на планете центр международного терроризма. Но это не значит, что Кремлю будет не до Минска, так как Евросоюз считает кризис в Афганистане и миграционный кризис, организованный А. Лукашенко угрозами одинакового порядка. то плохой знак для официального Минска, который сейчас в Европе рассматривается, как европейский Кабул – перевалочная база для мигрантов из региона Среднего Востока, т.е. фактически, того же Талибана (запрещенного в РФ). Так что Москве в преддверии традиционных совместных с белорусской армией учений, расслабляться на западном направлении не придется. Просто А. Лукашенко не даст, так как белорусское руководство рассматривает трагедию в Кабуле в качестве нового «окна возможностей».

Афганский вектор

Основная часть российского истеблишмента воспринимает приход к власти в Афганистане исламистов, как начало неизбежной агрессии на север, в страны Центральной Азии и Россию. Все разговоры о гарантиях безопасности со стороны талибов не принимаются. С другой стороны, в России звучат и как мажорные комментарии, как и весьма позитивные надежды на обновленный Талибан, который, мол, извлек опыт из своего первого прихода к власти. Но в целом, в Москве преобладает мнение, что афганского кризиса не миновать. Что это дает или чем грозит Беларуси?

Прежде всего, согласно известной политической формуле А. Лукашенко, которую мы между собой называем «единственный союзник», чем больше проблем встречаются у России на внешней арене, тем меньше у Москвы возможностей для актуализации своей политики по отношению к режиму А. Лукашенко и тем больше денег Москва может выделить для того, чтобы откупиться от Минска.

Дело в том, что в моменты очередного внешнеполитического кризиса белорусское руководство всегда начинает откровенно давить на Москву, требуя, прежде всего, финансовой поддержки «единственному союзнику», который буквально грудью сдерживает натиск НАТО на западном ТВД. Это проверенный лимитрофный ход и, понятно, что чем глубже Россия будет погружаться в афганский кризис, тем активнее А. Лукашенко, требуя все новых «компенсаций», будет действовать на российском направлении. Напомним, что 9 августа 2021 г. на своей пресс-конференции А. Лукашенко подтвердил, что настойчиво просит у Москвы кредит в один миллиард долларов, только формально прикрытый Евразийским банком развития. Денег у белорусского руководителя нет…

Но получится ли у А. Лукашенко в очередной раз использовать формулу «единственный союзник»?

В принципе, «Афганистан-2» позволяет подменить тему российско-белорусской интеграции на экстренную поддержку «единственному союзнику». С этой целью А. Лукашенко может уже на следующей неделе сделать ряд ярких и одновременно ничего не значащих заявлений о готовности Минска «поддержать» Москву/ОДКБ и «сделать все возможное» ... Воевать белорусы против Талибана не будут, так как указанный Талибан в лице афганских беженцев, скорее всего уже присутствует на территории Беларуси. В тоже время мнимая «солидарность» по идее, должна российской стороной быть замечена и запрошенный миллиард долларов может оказаться ближе к Минску.

Но есть препятствие. Свою негативную роль может сыграть бумеранг миграционного кризиса. Напомним, что в настоящий момент этническое «лицо» пусть и обмелевшего миграционного потока, быстро меняется: меньше иракцев, больше афганцев. Возникает внешнеполитическая коллизия: одна часть Союзного государства (Россия) будет вынуждена все больше втягиваться в противодействие Талибану (сначала политическое…), а другая часть Союзного государства (Беларусь) окажется «мостиком» для того же «Талибана» не только в Евросоюз, но и в Россию. Так что «союзнический пасьянс» не складывается, на что в Москве, естественно обратят внимание, так как афганский кризис потребует хотя бы дипломатического сочувствия со стороны стран Запада. Минску оперативно придется выбирать между ОДКБ и «Тропой Лукашенко», совместить их невозможно.

В данном случае мы рассмотрели только внешние препятствия для решения задачи, что стоит перед А. Лукашенко в афганском кризисе. Есть и внутренние ограничения.

Белорусский вопрос по сравнению с 2010-ми годами существенно изменился. Во-первых, сейчас у А. Лукашенко «на руках» собственный политический кризис, выход из которого он так и не нашел (он его и не ищет) и выросшая на порядок зависимость белорусского политического режима от Москвы. Сама суть отношений между руководствами двух стран изменилась. Москва может негативно оценить попытки Минска использовать афганский кризис для того, чтобы выбраться из интеграционного «коридора». Более того, можно посоветовать А. Лукашенко даже не пытаться влезать в столь явные авантюры.

Во-вторых, в условиях нового афганского кризиса, если он все-таки наступит, Москва сконцентрирует свое внимание на Таджикистане, что потребует не только значительных финансовые субсидии, но и выработки комплекса решений в отношении поразительно неэффективного авторитарного режима Э. Рахмона.

По удивительному совпадению президент Таджикистана, как «единственный союзник» России в Центральной Азии, требует от Москвы тоже миллиард долларов. Учитывая, что на территорию этой горной республики сейчас потоком идут дезертиры из Афганской национальной армии (АНА), то финансовая поддержка Душанбе скорее всего будет оказано. Но при этом, как всегда, встанет вопрос о бессмысленности помощи такого рода режимам, так как военной поддержки от их примитивных армий ждать не приходится.

России скорее всего, придется рассчитывать только на свои ресурсы и, не оглядываясь на ОДКБ, укреплять базы по внешнему периметру постсоветского пространства. Помощи от «единственных союзников» не будет…

Сделаем предположение, вряд ли у А. Лукашенко появится возможность ускользнуть из конституционного «коридора», который рано или поздно обязательно приведет к транзиту власти.

Конституционные «качели»

Напомним, что в сентябре 2020 года на встрече в Сочи В. Путин одобрил конституционный формат выхода из белорусского политического кризиса. Для Москвы принципиально важно, чтобы транзит власти в РБ, как части пусть и во многом виртуального Союзного государства, оставался в рамках закона, а не в руках улицы. Россия поддержала конституционный проект кредитом в 1,5 млрд. долларов. Но с самого начала конституционного процесса, который оказался затянут на год, было понятно, что А. Лукашенко обязательно попытается обмануть Москву и сделает все для того, чтобы транзит власти не состоялся.

В свою очередь Минск, озабоченный получением дополнительной российской финансовой поддержки, принялся раскачивать «качели»:

Первый этап: имитация национального диалога и создание «диалоговых площадок» для номенклатуры (октябрь 2020 г. – январь 2021) – Москва выделила первый транш кредита в 500 млн. долларов.

Второй этап: попытка выдать Всебелорусское народное собрание (11-12 февраля 2021 г.) за свидетельство разрешения белорусского политического кризиса. Москва не приняла эту сказку и намекнула, что ждет новую Конституцию и новые выборы.

Третий этап: март – июль 2021 года ушел на «работу» над новой Конституцией. В ходе этого этапа Минск, с одной стороны получил от Москвы второй транш кредита – 500 млн. долларов, а с другой стороны, получил от Запада четвертый и пятый пакеты санкций. Формально, в июле новая Конституция была готова. Москва публично никак не реагировала, т.е. Конституция не понравилась.

Последний этап

В августе 2021 года наступил четвертый и видимо уже заключительный этап блуждания Беларуси по конституционному «коридору». Формально, вопросов к А. Лукашенко со стороны Москвы быть не может – новая Конституция есть. Другое дело, что новый основной закон создает в Беларуси монархию, то есть А. Лукашенко в любом случае у власти остается. Тогда как быть с транзитом? Игра вступила в драматическую часть.

На самом деле А. Лукашенко ждал, что ему удастся «проскочить» и, возглавив президиум Всебелорусского собрания, он станет недосягаем ни для белорусского народа, ни для России. Однако, чувствуя, что Москва такую монархическую Конституцию (сейчас) не примет, А. Лукашенко прямо на своей пресс-конференции 9 августа 2021 года, текст вернул на «доработку». Минску надо потянуть время, новая Конституция должна «дозреть» до стадии торга с Москвой, но деньги нужны сейчас и срочно.

Тогда А. Лукашенко прямо во время пресс-конференции сыграл, как опытный карточный шулер. Сбросив со «стола» Конституцию, А. Лукашенко выбросил главный «козырь»: он уйдет со своего поста «очень скоро»! Это было повторено два раза и стало информационной сенсацией. Получается, что формально А. Лукашенко «выставил на торги» свою власть. Неужели Москва не клюнет?

Москва не клюнет, так как игра с шулером смысла не имеет. Понятно, что никогда А. Лукашенко по собственной воли от власти не уйдет. Он может уйти с поста президента, чтобы согласно новой Конституции передвинуться на монархический и несменяемый пост председателя ВНС, то есть формально в Беларуси транзит власти будет проведен, но А. Лукашенко останется. Без денег.

Итак,

В любом случае в очередной раз, мы получили, с одной стороны, подтверждение того, что никакого транзита власти А. Лукашенко проводить не будет, никаких преемников он не выбирает, но с другой стороны - денег Минск от Москвы тоже не получит. Игра не имеет смысла: А. Лукашенко «предлагают» поменять власть на деньги. Но зачем белорусскому руководителю деньги, когда он будет лишен власти? Он не сможет ими распорядиться. В общем, А. Лукашенко переторговался и завел ситуацию в тупик. Это его последний торг.

А. Суздальцев, Москва
https://politoboz.com/content/posledniy-torg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments