ganna_94 (ganna_94) wrote,
ganna_94
ganna_94

Category:

Почему крупные формы "Песняров" на мове так и не стали популярными среди слушателей.



В 70-е годы прошлого века становится очень популярным жанр рок-оперы. Именно тогда появляется рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Владимир Мулявин тоже решил приобщиться к этому модному тогда течению. Однако пока он подступался к этой теме теоретически, первыми в СССР включили в свой репертуар рок-оперу ВИА "Поющие гитары".
Они представили на суд зрителей зонг-оперу "Орфей и Эвридика". В определении жанра пришлось использовать слово "зонг", а не "рок", потому что слово "рок" вызывало негативные эмоции у музыкальных чиновников.


В своих мемуарах Владислав Мисевич пишет, что Владимир Мулявин не раз повторял:"Почему мы не первые?". В "Песнярах" началась подготовка совершенно новой для них программы. Мисевич довольно подробно описывает работу над проектом, я же постараюсь рассказать об этом вкратце.

Для работы была выбрана поэзия белорусского поэта Янки Купалы, музыку сочинял Владимир Мулявин. Также к работе над рок-оперой "Песня о доле", которую иногда называют рок-притчей, а также фолк-оперой, был привлечен бывший музыкант "Песняров" Валерий Яшкин. Помимо него, были приглашены ещё несколько музыкантов, а также солистка Людмила Исупова. Премьера "Песни о доле" состоялась в мае 1976 года.

В репертуаре "Песня о доле" была два года. Затем её сменила ещё одна рок-опера, которая называлась "Гусляр". Также в качестве литературной основы использовалась поэзия Янки Купалы, а музыку для неё сочинил Игорь Лученок.

Я не музыковед и не возьмусь анализировать эти произведения с художественной точки зрения. Попробую высказать свое мнение об этих творениях в качестве обычного слушателя и поклонника группы.

Начнём с очень знаменательной фразы, которая мелькнула в мемуарах Владислава Мисевича:

Крупная форма от вокально-инструментальных ансамблей через пару лет уже приелась, не собирала по три Дворца спорта в день.
К сожалению, он не уточняет о каких конкретно вокально-инструментальных ансамблях речь . Возможно, он имел в виду "Песняров". Мне кажется, что форма приелась, потому что подобная форма просто не соответствовала подобному жанру.

Первая причина непопулярности крупных форм любителями жанра ВИА заключается именно в длительности этих произведений. Прочитал как-то, что сам жанр ВИА подразумевает исполнение песен, как правило, длиной не более 3-4 минут. Безусловно, это не жесткое правило, но для слушателя, который пришёл на концерт развлечься, слишком длинные произведения вызывают сначала скуку, а затем отторжение.

Обратите внимание, что "Поющие гитары" забросили концертную деятельность и стали стационарным коллективом, после того как они стали исполнять "Орфей и Эвридику". Соответственно, зрители, пришедшие на этот концерт приходили осознанно слушать рок-оперу, а не песни.

А когда зритель приходит послушать "Вологду", "Александрину" или "Веронику", а им предлагают перед этим целый час слушать то или иное длинное произведение, то у них возникает некоторое непонимание ситуации.

Вторая причина заключается в отсутствии какой-либо раскрутки "Песни о доле" и "Гусляра" в СМИ. О том, чтобы они полностью прозвучали по радио или телевидению, даже мечтать не приходилось. Но также я не слышал, чтобы по радио или телевидению крутили хотя бы какие-то арии из этих работ.

Причины? Я не знаю. Об этом лучше узнать у работников СМИ, которые отвечали за эстрадное направление.

Ну и третья причина. Мне кажется, что исполнение этих произведений на белорусском языке делало практически невозможным их адекватное восприятие даже русскоязычными слушателями, не говоря уж о представителях других народностей СССР.

Одно дело, когда на белорусском языке исполнялись легкие и очень понятные «Александрина», или "Вероника", и совершенно другое дело слушать на белорусском языке сложный текст о тяжелой доле белорусского народа до революции.

Я в курсе, что существует множество любителей, как "Песни о доле", так и "Гусляра". Я в курсе, что эти произведения очень нравились непосредственно музыкантам ансамбля, и они с удовольствием их исполняли.

Однако в статье шла речь о массовом зрителе, которому "через пару лет крупная форма уже приелась".

Поправьте меня, если считаете, что я ошибаюсь!

При написании статьи были использованы материалы из книги Владислава Мисевича "Песняры. Я роман с продолженьем пишу", а также с сайта vma-pesnyary.com.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments