ganna_94 (ganna_94) wrote,
ganna_94
ganna_94

Categories:

К реконструкции основного мифа культа Лукашенко



О том, что Беларусь оказалась во власти тоталитарного политического культа мы уже писали. Авторы Телеграмм-канала “Мая Краіна Беларусь” обосновывают схожий ввод, опираясь на признаки тоталитарного культа, предложенные в книге профессора Александра Дворкина “Сектоведение. Тоталитарные секты”:

“Пройдемся по настоящим признакам тоталитарных сект:

1. Лидер (гуруизм). В политическом культе вместо Бога выступает некий идеал. В нашем случае у него даже определенное название есть: “Батька”. Не товарищ Сталин, конечно, но всё-таки уже что-то. Последователи, соответственно, характеризуют себя термином “яБатька”. Батька в их глазах непогрешим, и Он – единственный, Кто Сможет (подставить нужное).

2. Организация. Под организацией в данном случае подразумевается “один громящий кулак с железной дисциплиной”. Ангажированность всех ветвей власти, давление на персонал предприятий, больниц и школ, особенно на почве несогласия с идеологией, как и сама по себе идеология, кстати, которую можно вынести в отдельный признак – всё это говорит само за себя.

3. Метод. Это непостижимый и уникальный способ, который позволяет, в данном случае, Батьке – Смочь, и ключи познания от которого есть только у Него. Смочь, в данном случае – построить уникальную беларусскую политическую и экономическую модель, “свой, уникальный путь”, которая приведет к абсолютному счастью, защитит от всех врагов сразу, и управлять которой может только Он.

4. Обманная вербовка (эзотерический разрыв). Этот хитрый термин подразумевает вербовку через обман. Наглядно её можно понять, если вспомнить методы адептов “Кирби” и таких же организаций, имеющих признаки коммерческих (экономических) культов. То есть, обещание золотых гор сразу. В нашем случае это слащавая ложь по БТ, возвеличивание диктатора, лозунги с пролукашенковского митинга, которые ведут к неспособности зомбированных “ябатек” признать тот факт, что они многие годы имели ошибочное представление о ситуации в стране, слепо поддавшись убеждениям пропаганды” .

Как и любой культ, политический культ Лукашенко характеризуется наличием собственной мифологии. В этой статье мы попробуем реконструировать основной миф Лукашизма. При этом термин “миф” мы используем в феноменологическом определении, которое раскрыто в публикации “Миф не выдумка , а… “

Основные персонажи
К реконструкции основного мифа культа Лукашенко
БАТЬКА (КРЕПКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК) — мифологическая проекция Александра Лукашенко. Мессианский персонаж: идеальный правитель и спаситель белорусского народа, ниспосланный вышними силами. Даже среди других возможных правителей он единственный в своём роде — в этом “помазании свыше”¹:

“Я скажу одну вещь, которую вы должны запомнить: президентами не становятся, президентами рождаются. После меня точно будет президент, точно. Но не думай, что все они будут рожденными” . (Реплика “Батьки” на встрече со студентами БГУ)

В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону в августе 2020 года Батька также подтвердил теологему о том, что президентами не становятся, а рождаются. И даже назвал главное чудесное качество, делающее помазанного от рождения достойным президентства: президент имеет мистическую связь с народом, особым образом чувствует его.

По всей видимости это магическое качество даёт Батьке возможность принимать решения от имени народа, распоряжаться народной судьбой единолично и помимо формальных электоральных процедур.

В Лукашизме Батька занимает тоже место, которое занимают в языческих пантеонах верховные боги, вытеснившие собой из живых культовых отношений Творца. Тот, кого монотеистические религии считают единственным истинным Богом в языческой мифологии обыкновенно в какой-то момент по тем или иным причинам перестаёт заниматься судьбами человеческими. Поэтому люди в своих нуждах обращаются к тварным духам-богам, которые занимаются непосредственным управлением Мирозданием. В религиоведении отошедший от дел изначальный Творец получил название “праздный Бог” — лат.: deus otiosus . “Превращение Небесного Бога-Властелина в deus otiosus – явление почти повсеместное”, — пишет крупный религиовед 20 столетия Мирча Элиаде².

Во время селекторного совещания в августе 2004 года между Батькой и тогдашним главой Брестского облисполкома Константином Сумаром произошёл показательный диалог :

“Сумар : Я не хотел бы с Богом спорить, уважаемый Александр Григорьевич. Вы же видите, какая погода.

Батька : Я же не Бог.

Сумар : Вы немного выше!”


Позже, пытаясь сгладить впечатление от этой реплики, Сумар журналистам пояснил :

“Фразу эту утрировали. Я имел в виду, что Александр Григорьевич ближе как человек, с которым можно встречаться, решать задачи” .

Другими словами, когда монотеистический Бог недоступен (deus otiosus ), его функции по решению проблем культистов в некотором роде занимает Батька. Реплика Сумара в контексте жалоб на погоду появилась не на пустом месте. Его предшественнику Владимиру Заломаю в 1996 году Батька говорил :

“Ты три раза жаловался мне на засуху. Я тебе дал дождь!”

Если последовательный адепт Лукашизма параллельно соотносит себя с традиционным христианством и вдруг становится перед выбором между христианской нравственностью, между исполнением заповедей Божиих или распоряжением Батьки (прямым или опосредованным), то он выбирает послушание Батьке, так как непосредственная жизнь его зависит от Батьки, а христианский Бог-Творец в этой культовой мифологии, как мы уже сказали, — deus otiosus .

НАРОДЕЦ — собирательный мифологический персонаж, олицетворяющий ту часть белорусского общества, которая признаёт мессианство Батьки и спасение которого составляет мессианское служение Батьки. В лукашистской мифологии Народец это некая неразумная (за исключением признания Батьки) масса, не способная к самоорганизации и самостоятельной конструктивной, созидательной деятельности. Без организующих и направляющих усилий Батьки обязательно переходит под власть деструктивных сил хаоса. Народец также склонен недооценивать своего Батьку, проявлять временами неблагодарность и недостаточное доверие к нему. Всё беды Народца проистекают именно из-за непослушания Батьке.

“На сегодняшний день, если в целом по году взять, то мы пока, наверно, миллионов на 150-200, я точно не помню, купили больше валюты, чем продали. Но в последние месяцы, я смотрю, наш народец побежал в обменные пункты. Ну, бегите. Бегите! Будет спрос на валюту большой – будет обесцениваться белорусский рубль со всеми вытекающими последствиями. Не будет спроса – будет спокойная ситуация на рынке. Это я говорю уже во второй раз за последний месяц. Мы уже научены горьким опытом. Еще раз подчеркиваю: ваша судьба в этом плане в ваших руках” .

Не смотря на такую “плохость”, Батька продолжает заботиться о Народце, потому что другого у него нет .

“Мы не можем сказать, что люди — плохие. Может, они и плохие! Но другого у нас народа нет” .

В целом Народец живёт скотскими потребностями. Так что формальное отсутствие войны и возможность покушать вполне достаточны, чтобы быть благодарными Батьке за благополучие на земле. Поэтому, например, зарплата для главного инженера в строительстве в районе 400 долларов уже блажь³ неблагодарных и зажравшихся, а автомобиль у рядового представителя Народца — роскошь, а не средство передвижения.

Исключение составляют привилегированные представители Народца, такие как “апостолы”-чиновники, “красаўцы”-“аласторы” и нек. др., которые отчасти разделяют борьбу Батьки с хтоническими силами хаоса и в благодарность заслуживают больше материальных ресурсов.



ЗМАГАРЫ — собирательный образ автохтонных персонажей, представляющих в Беларуси мировую хтоническую силу Хаоса. Состав их неоднороден: от “проституток”, “алкоголиков”, “безработных”, “криминальных элементов” до “зажравшихся буржуйчиков”, “яйцеголовых”, “грантоедов” и “соросят”. Это способные к оборотничеству злые бесы-искусители: они предстают в образе представителей Народца, чтобы побудить настоящий Народец разувериться в мессианстве Батьки и стать проводниками воли мирового Хаоса. А воля его в противлении всему доброму и созидательному (которое связано только с Батькой) и в уничтожении Беларуси.

Иногда Змагары представлены в образе одержимых духами Хаоса представителей Народца. В этих случаях есть надежда на успех экзорцизма⁴. В остальных случаях Змагары должны быть изгнаны с “Клочка Земли” либо уничтожены.

Всё доброе в Беларуси связано с поклонением Батьке и исполнением воли его. Всё дурное — с противлением Батьке и его воле.

Центральный сюжет Лукашистского мифа

Некогда, в мифические 90-ые⁵, развалилась империя сил Плодородия и Порядка. В результате “Клочок Земли” (мифологическая проекция Беларуси), на котором живёт Народец, оказался порабощен хтоническими силами Хаоса. Для Беларуси наступило время апокалиптического бедствия — время бесчисленных беспросветных страданий Народца. Белорусы ходили голые и голодные.

“Страна развалилась. И мы, окровавленный обрубок этой страны (я это хорошо помню), остались не только без золотого запаса… Пустые полки, людям нечего было есть, нечего надеть. Поставленная за пределы страны продукция и полученные оттуда бумажки, которые в сутки превратились в пыль… По прославленной дороге Москва – Брест до Берлина нельзя было проехать. Бандиты, прежде всего с Востока, останавливали автомобили от Смоленска до Бреста, расстреливали людей, отбирали все, что везли…”

“В середине 90-х она (Беларусь — ред.) валялась в грязи, о нее вытирали ноги. Равно как и о вас — тех, кто носил погоны. Многие из вас этот период помнят. И я не хочу, чтобы Беларусь вернулась к тому времени. Поэтому никто кинуть в грязь власть, как они требуют, не посмеет”

“Они не помнят Беларусь, из которой мы выходили с вами в лаптях и без штанов в середине 90-х. Они не помнят этих талонов, не помнят, что мы не могли купить бутылку какого-то молока. Они не помнят, что у нас на трое суток в Минске муки хватало, чтобы испечь хлеб”.

“Муки для выпечки хлеба оставалось всего на два-три дня, а продовольственные товары в магазинах распределялись по талонам”

“В начале девяностых наши граждане мало что могли себе позволить — попросту говоря, не было денег… тогда без руля и ветрил Беларусь стремительно катилась в неизвестность”.

Это было время тирании демонов криминала и бандитизма:

“Тем временем страна катилась в пропасть, а народ оказался на грани выживания. Я уже приводил пример: банды орудовали от Москвы до границы с польской республикой, обирая всех. Чуть дороже автомобиль – останавливали, выкидывали, кто сопротивлялся – расстреливали и сбрасывали под откос! Мне с этой трибуны и стыдно, и страшно вспоминать, как мы воевали против этих бандитов! Но мы их за полгода вычистили с дороги! 32 банды в городе-герое Минске! … Вы хотите в 90-ые?! Вы этого хотите?!Чтобы страну поделили на сектора и собирали дань?! И носили по вертикали”.

Вся страна, вся власть была коррумпирована силами Хаоса. И только помазанный свыше от рождения Мессия-Батька в решающий момент встал на защиту Народца, противостоя мировому Злу на отдельно взятом “Клочке Земли”. Именно он (вместе с несколькими верными соратниками, действующими его силой и волей) защитил Народец от бандитской тирании.

“…32 банды, и когда я потребовал положить мне список на стол бандитов и зачистить их как Жуков в Одессе, у наших генералов не нашлось списков! И только молодые парни с КГБ и МВД, учитывая, что я тогда возглавлял комиссию парламентскую по борьбе с коррупцией, принесли мне этот список. И мы за полгода очистили Минск от банды!”

Он также обул, одел и накормил Народец.

С тех пор Батька — единственная сила, защищающая Народец от реванша мировых хтонических сил. Силы эти динамичны. Они то бряцают гусеницами НАТОвских танков у Западных границ “Клочка Земли”, то засылают с Востока 33 злокозненных духа, чтобы лишить Батьку власти. И только Батька, благодаря мистическому врождённому “президентству” знает с какой стороны границы и когда союзники и партнёры, а с какой и когда враги. Поэтому только он способен держать уникальный баланс между Востоком и Западом, благодаря которому сохраняется “Клочок Земли”, а Народец ходит в штанах и имеет на столе хлеб.

Лукашистский миф основан на языческой цикличной модели времени⁶: цикл “нападение—спасение” вечен.

“Я уже не единожды говорил о том, что спокойной жизни у нас не будет. Она может быть спокойной, может быть более острая ситуация, но абсолютного покоя в стране никогда не будет. Потому что уж очень хочется разным силам, прежде всего извне, накалить здесь обстановку” .

С юмором, но метко экранизировали миф авторы видоролика “Крепкий Хозяйственник”.



_______

¹ “Мессия” с еврейского переводится как “помазанник”. Название произошло от иудейского обычая в знак благословения Божия помазывать елеем (растительным маслом) людей, при поставлении на особые служения: царское, священническое, пророческое.

² Элиаде М., История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации.

³ Для сравнения в Польше зарплаты инженеров в строительстве составляют более 8 000 злотых, т. е. более 2 000 долларов США.

⁴ Жестокое обращение при задержании и содержании в заключении оправдано целями экзорцизма. Видео с “раскаивающимися” Змагарами средство подтверждения мифа об одержимости и действенности экзорцизма.

⁵ Не путайте с историческими 90-ми годами прошлого столетия! Сюжетная линия мифа не совпадает с историческими реалиями ни хронологически, ни в причинно-следственной взаимосвязи между как бы параллельными фактами.

⁶ Христианская модель времени линейна: мировая история заканчивается Армагеддоном, Страшным судом и непреходящим “невечерним днём Господним”.
https://zen.yandex.ru/media/sekty_by/k-rekonstrukcii-osnovnogo-mifa-kulta-lukashenko-605e3633038b20790c4ad52b
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments